Приём пациентов медсёстрами в Казахстане: мнение врачей

В поликлиниках Казахстана начался приём пациентов медицинскими сёстрами в рамках реформы первичной медико-социальной помощи. Теперь медсестры могут проводить первичный осмотр, оценивать риски, ставить "сестринский диагноз", выписывать электронные рецепты на уже назначенные врачом препараты и направлять пациентов к узким специалистам при необходимости. Основная цель данной реформы — разгрузить врачей, сократить очереди и повысить доступность первичной медицинской помощи, так как медсёстры теперь могут работать с пациентами, имеющими хронические заболевания, проводить вакцинацию и диспансеризацию.
Новые функции медсестры в рамках реформы
Одним из ключевых направлений реформы является внедрение самостоятельного сестринского приёма. Медсестра теперь выполняет функции полноценного специалиста, а не только помощницы врача.
Расширенные функции медсестры
- Ведение динамического наблюдения за состоянием здоровья пациента.
- Проведение сестринского обследования: сбор информации о состоянии здоровья, жалобы, анамнез жизни, анамнез заболевания, а также выявление социальных и психологических рисков.
- Осмотр пациента: измерение пульса, артериального давления, частоты дыхательных движений, роста, веса, окружности талии, осмотр кожных покровов и слизистых.
- Выставление сестринского диагноза и выписка рецептов на ранее назначенные врачом лекарства.
- Предоставление рекомендаций пациентам и их родственникам по уходу во время лечения.
Какие диагнозы может ставить медсестра?
Согласно данным Минздрава, медсестры могут ставить диагнозы, которые подтверждаются результатами исследований, например, сердечно-сосудистые изменения при наличии симптомов, таких как тахикардия или изменения артериального давления. Сестринский диагноз могут ставить только те медсестры, которые имеют квалификацию "прикладной бакалавр".
Мнение врачей и опасения пациентов
Мнения медиков о реформе разделились. Некоторые медсестры предпочли не комментировать изменения, однако одна из них отметила, что, хотя она нормально относится к реформе, работа медсестры станет значительно более напряжённой.
"Я нормально отношусь к реформе, так как медсёстры проходят обучение, как и врачи. Но я думаю, что многие уйдут, так как нагрузка увеличится", — сказала медсестра Жаннат.
Однако не все согласны с такой позицией. Врач Тамара Хабиева считает, что уровень знаний медсестры и врача существенно различается.
"Чтобы стать врачом, нужно учиться шесть лет, а медсестры проходят только часть этих дисциплин. Это несравнимо", — отметила Хабиева.
Она также добавила, что подобные реформы могут негативно сказаться на системе здравоохранения и привести к снижению качества медицинской помощи.
"Если мы хотим качественную медпомощь, эта реформа — откат назад", — подчеркнула Хабиева.
Пациенты также выражают опасения по поводу недостатка опыта у медсестёр.
"Как медсестра без клинической практики сможет определить степень опасности моего состояния?", — возмущается жительница Алматы Гаухар Исаева.
Врач Бахыт Туменова привела собственный пример, когда долгое ожидание помощи из-за предварительных осмотров медиков без врачебного образования привело к потере времени и медицинской помощи.
"Я потратила много времени на предварительные осмотры, и конкретной помощи так и не получила", — отметила Туменова.
Тем не менее, некоторые пациенты положительно оценивают реформу, надеясь на более быстрый доступ к первичным консультациям.
"Если это сделает доступ к первичной помощи более быстрым, то это на пользу пациентам", — считает Анна Уварова.
Значимость первичной медицинской помощи
Недостаточная диагностика на первичном осмотре может иметь фатальные последствия. Примером может служить случай с 14-летним Камраном Исламовым, который долгое время обращался в поликлинику с болями, но его состояние было проигнорировано, что привело к диагностике рака на поздней стадии.
Согласно мнению врачей, успешное лечение во многом зависит от правильной первичной диагностики и выставленного диагноза.
"Первичная медико-санитарная помощь — это основа основ нашей системы здравоохранения. Мы должны обратить внимание на качество первичной помощи", — подчеркивает Хабиева.
Врачи также отметили, что вместо расширения функций медсестёр следует развивать телемедицину и внедрять технологии для улучшения диагностики и консультаций.
Ответственность за медицинские ошибки
По информации Министерства здравоохранения, в структуре медицинских организаций существуют службы поддержки пациентов, которые контролируют качество оказания медицинской помощи и статистику инцидентов. Также внедрён институт страхования профессиональной ответственности для защиты медицинских работников.
Рекомендации по улучшению медицинских услуг
Врачи предложили повысить статус врача и сделать профессию более привлекательной за счёт увеличения зарплат, а также усилить первичное звено оказания медпомощи, чтобы повысить доступность медицинских услуг в селах и городах.
"Нам нужно вернуть фельдшеров и терапевтов, а не передавать важные функции медсестрам", — заключила Туменова.
- Основы столового этикета
- Правила сервировки
- Этикет за столом
- Приборы и посуда
- Этикет на официальных приемах
- Этикет в ресторане
- Национальные особенности этикета
- Ошибки за столом
- Этикет при еде руками
- Этикет во время тостов и речей
- Как правильно есть разные блюда
- Этикет во время делового ужина
- Как вести себя на фуршете
- Этикет за семейным столом
- Этикет за детским столом
- Кейтеринг
- Координатор
- Платье
- Костюм
- Прическа и макияж
- Аксессуары
- Обручальные кольца
- Регистрация
- Медовый месяц
- Транспорт
- Развлечения
- Распорядок дня
- Конкурсы
- Речи и клятвы
- Приглашения
- Рассадка гостей
- Фото- и видеозона
- Подарки гостям
- Репетиция
- Запасной план
- Чек-лист невесты
- Беташар
- Куда түсу
- Сырға салу
- Национальные наряды
- Тойбастар
- Ұзату той
- Құдағи сый
- Асаба
- Бата беру
- Американская кухня
- Скандинавская кухня
- Африканская кухня
- Азиатская кухня
- Кавказская кухня
- Средиземноморская кухня
- Казахская кухня