Казахстанцы с нарушениями слуха и зрения: кино и технологии

В Казахстане уровень цифровизации достаточно высок, и большинство услуг доступны онлайн. Однако немало граждан, особенно люди с инвалидностью, сталкиваются с препятствиями, поскольку многие цифровые сервисы не адаптированы для их нужд. Эта статья посвящена вопросам инклюзии и доступности цифровых услуг для людей с ограниченными возможностями.
Как может выглядеть жизнь незрячего человека в инклюзивном обществе?
Представьте себе утро незрячего человека в большом городе. Он просыпается, берет в руки смартфон и с помощью скринридера открывает приложение с расписанием автобусов. Слыша голос навигации в наушниках, он выходит из дома и уверенно движется к остановке. В офисе скринридер помогает ему работать с электронной почтой и документами. На обед он заказывает еду через приложение и оплачивает её онлайн. Вечером он идет в кинотеатр, где фильм сопровождается тифлокомментарием, а затем дома слушает аудиокнигу.
Для большинства казахстанцев такая жизнь является нормой, но для людей с инвалидностью она может оказаться недоступной.
"Современные ассистивные технологии и доступная цифровая среда способны обеспечить людям с инвалидностью по зрению высокий уровень независимости и включенности в общество. Один из лидеров незрячего сообщества в США как-то заметил: 'Ещё никогда не было времён, когда бы незрячие жили лучше, чем сейчас'." – Зият Абдыкаимов, эксперт по цифровой инклюзии.
По словам эксперта, ассистивные технологии служат связующим звеном между цифровыми устройствами и органами чувств человека. Однако важно, чтобы интерфейсы цифровых ресурсов работали корректно с такими технологиями, иначе они не смогут обеспечить доступность.
Состояние цифровой доступности в Казахстане
Несмотря на наличие законов, направленных на поддержку людей с инвалидностью, реальная ситуация оставляет желать лучшего. Например, портал Egov.kz, хотя и улучшался для массового пользователя, остается недоступным для незрячих. Эксперт отмечает, что в Казахстане владельцы цифровых продуктов не спешат обеспечивать их доступность, и многие не осознают существование проблемы.
"Собственники цифровых продуктов не спешат обеспечивать доступность. Хотя в физической инфраструктуре есть понимание, как сделать её доступной, в цифровом пространстве это понимание отсутствует." – Зият Абдыкаимов.
По его мнению, если бы цифровые продукты стали доступны, это значительно увеличило бы экономическую активность незрячих людей, которые могли бы работать в различных сферах, от фриланса до IT.
Законодательные аспекты
В Казахстане действуют законы, которые обеспечивают доступность для людей с инвалидностью, однако ответственность за их соблюдение не прописана. Эксперт подчеркивает, что необходимо ввести штрафы и меры наказания за несоблюдение норм доступности.
"Чтобы нормы заработали, нужно вносить соответствующие меры наказания в Кодекс об административных правонарушениях. Мы обращались к депутатам с предложением внести поправки, но они пока не прошли." – Зият Абдыкаимов.
Существуют примеры игнорирования требований к цифровой доступности. Например, портал социальных услуг, разработанный Министерством труда, оказался недоступен для целевой аудитории.
Проблемы людей с нарушениями слуха
Доступные цифровые ресурсы необходимы не только для незрячих, но и для людей с нарушениями слуха, моторики и другими проблемами. Например, многие люди с нарушениями слуха не могут посещать театры и кинотеатры, так как не все фильмы имеют субтитры. Новые технологии, такие как очки, преобразующие звук в текст, отсутствуют в Казахстане.
"В театры и кинотеатры люди с нарушениями слуха вообще никогда не ходят. Далеко не все фильмы с титрами. Мы нуждаемся в специальных очках, которые используются в других странах, но у нас их нет." – Жангельды Бекбатыров, вице-президент Общества глухих Казахстана.
Кроме того, доступ к информации на жестовом языке на телевидении также ограничен. Переводчики занимают слишком маленькую часть экрана, что затрудняет восприятие информации для людей с нарушениями слуха.
Обучение и цифровая грамотность
Обучение работе с новыми технологиями для людей с инвалидностью является важным аспектом их интеграции в общество. Однако в Казахстане нет достаточного количества курсов, которые могли бы обучать людей с инвалидностью необходимым навыкам. В основном предлагаются лишь базовые курсы компьютерной грамотности.
Среди людей с инвалидностью существуют разные группы с различными потребностями. Например, пользователи колясок могут иметь доступ к любым курсам, в то время как людям, нуждающимся в специализированных ассистивных устройствах, необходимо больше поддержки и обучения.
В Казахстане проживает около 750 тысяч людей с инвалидностью, из которых около 100 тысяч имеют нарушения зрения, а около 30 тысяч – слуха. Новые технологии могли бы помочь этим людям стать более независимыми и активными в обществе.
В заключение, доступ к цифровым услугам остается привилегией для большинства казахстанцев, и необходимо предпринимать шаги для создания инклюзивной среды, где каждый сможет пользоваться всеми доступными сервисами на равных условиях.
- Основы столового этикета
- Правила сервировки
- Этикет за столом
- Приборы и посуда
- Этикет на официальных приемах
- Этикет в ресторане
- Национальные особенности этикета
- Ошибки за столом
- Этикет при еде руками
- Этикет во время тостов и речей
- Как правильно есть разные блюда
- Этикет во время делового ужина
- Как вести себя на фуршете
- Этикет за семейным столом
- Этикет за детским столом
- Кейтеринг
- Координатор
- Платье
- Костюм
- Прическа и макияж
- Аксессуары
- Обручальные кольца
- Регистрация
- Медовый месяц
- Транспорт
- Развлечения
- Распорядок дня
- Конкурсы
- Речи и клятвы
- Приглашения
- Рассадка гостей
- Фото- и видеозона
- Подарки гостям
- Репетиция
- Запасной план
- Чек-лист невесты
- Беташар
- Куда түсу
- Сырға салу
- Национальные наряды
- Тойбастар
- Ұзату той
- Құдағи сый
- Асаба
- Бата беру
- Американская кухня
- Скандинавская кухня
- Африканская кухня
- Азиатская кухня
- Кавказская кухня
- Средиземноморская кухня
- Казахская кухня