Казахстан: медобразование на краю пропасти, а врачи — свет в туннеле

Казахстану срочно необходимы квалифицированные врачи, однако система медицинского образования в стране сталкивается с серьезными проблемами. По мнению экспертов, многие успешные врачи становятся таковыми вопреки недостаткам системы, а не благодаря ей. Мы обсудили актуальные вопросы медицинского образования в Казахстане с преподавателями и студентами.
Проблемы медицинского колледжа
Студенты медицинского колледжа, М. и А., выделили несколько ключевых проблем в процессе обучения:
- Недостаток современного оборудования, такого как манекены для обучения.
- Сложности с прохождением практики, так как больницы неохотно принимают студентов.
- Отсутствие полноценной практики из-за новых протоколов, ограничивающих действия практикантов.
- Высокая стоимость обучения, недоступная для многих семей.
А. отметил нехватку преподавателей, что также негативно сказывается на качестве образования:
"Не хватает специализированного преподавательского состава. Один и тот же преподаватель ведёт несколько предметов, вероятно, из-за низкой зарплаты — специалистам выгоднее работать в клиниках, чем преподавать в колледже".
Оба студента подчеркнули, что проблемы становятся особенно острыми после окончания учебы:
"Отучившись, медсёстры получают зарплату до 150 тысяч тенге, фельдшеры — около 180 тысяч, а врач общей практики на полной ставке зарабатывает около 200 тысяч тенге. Зарплаты необходимо повышать".
Резидентура: вызовы и трудности
Молодой онколог Темирлан Кайназаров поделился своим опытом, касающимся различий в медицинском образовании и трудностях, с которыми сталкиваются резиденты:
1. Разные уровни образования
Темирлан отметил, что путь студента-медика может существенно различаться в зависимости от учебного заведения:
"Как резидент, я вижу проблемы с моей стороны и хочу рассказать о том, через что проходят резиденты и студенты других медицинских вузов".
Он прошёл обучение в престижной медицинской школе, где система ротаций и преемственности позволяет получать более качественное образование:
"Каждые четыре недели мы меняем клиники и проходим практику в разных отделениях. Наша школа активно взаимодействует с кураторами, которые помогают студентам погрузиться в профессию".
Темирлан отметил, что не сталкивался с коррупцией или кумовством в своем вузе:
"Мы пришли в медицину осознанно и стараемся учиться. У нас была небольшая группа, что позволяло получать качественное образование".
Однако, по его словам, ситуация в других вузах значительно хуже:
"Студенты других медицинских вузов жалуются на плохие условия, недостаток ресурсов и унизительное отношение со стороны преподавателей".
2. Интернатура: неэффективность и недостаток практики
Темирлан также обсудил проблемы интернатуры:
"Интернатура сократилась до одного года, и многие считают это потерей времени".
3. Резидентура: проблемы финансирования
Темирлан считает, что резиденты должны получать больше поддержки:
"Резидент получает всего 120 000 тенге в месяц, чего недостаточно для покрытия базовых потребностей. Многие подрабатывают, что негативно влияет на качество обучения".
Он предложил перевести резидентов в статус работников системы здравоохранения, что помогло бы улучшить финансовое положение молодых специалистов.
4. Проблемы экзаменов
Темирлан отметил, что экзамены часто не отражают реальную компетентность студентов:
"Многие студенты заранее знают значительную часть вопросов, что снижает уровень экзаменов".
5. Сроки обучения
По его мнению, сроки обучения для узких специалистов в Казахстане слишком короткие:
"Я стал онкологом за два года, тогда как в других странах этот путь занимает 6-8 лет".
6. Доверие пациентов
Темирлан также отметил низкий уровень доверия пациентов к резидентам:
"Пациенты часто не хотят, чтобы на них практиковали".
Проблемы менторства и преемственности
Детский невролог Каиргали Конеев указал на проблему разобщенности в медицинском образовании:
"Система менторства нарушена, и более опытные врачи уходят в частные клиники, оставляя молодым специалистам недостаток наставничества".
Это приводит к разрыву между образованием и практикой, что негативно сказывается на качестве подготовки врачей.
Общие проблемы и предложения по улучшению
Врач-преподаватель, пожелавший остаться анонимным, также отметил ухудшение уровня знаний студентов:
"У студентов мало базовых знаний, многие не умеют систематизировать материал и обращаться к источникам информации".
Он предложил повысить требования к поступающим и вернуть институт последипломного образования для улучшения качества подготовки специалистов.
Предложения по улучшению системы
- Увеличить практическую подготовку студентов с ранних курсов.
- Внедрить современные методы преподавания.
- Обеспечить доступ к международным научным ресурсам.
- Снизить бюрократическое давление на преподавателей.
Кратко, эксперты соглашаются, что медицинское образование в Казахстане находится в глубоком кризисе, и без реформ — от отбора студентов до последипломного образования — мы рискуем утратить качественную школу подготовки врачей.
Изображение сгенерировано ИИ
- Основы столового этикета
- Правила сервировки
- Этикет за столом
- Приборы и посуда
- Этикет на официальных приемах
- Этикет в ресторане
- Национальные особенности этикета
- Ошибки за столом
- Этикет при еде руками
- Этикет во время тостов и речей
- Как правильно есть разные блюда
- Этикет во время делового ужина
- Как вести себя на фуршете
- Этикет за семейным столом
- Этикет за детским столом
- Кейтеринг
- Координатор
- Платье
- Костюм
- Прическа и макияж
- Аксессуары
- Обручальные кольца
- Регистрация
- Медовый месяц
- Транспорт
- Развлечения
- Распорядок дня
- Конкурсы
- Речи и клятвы
- Приглашения
- Рассадка гостей
- Фото- и видеозона
- Подарки гостям
- Репетиция
- Запасной план
- Чек-лист невесты
- Беташар
- Куда түсу
- Сырға салу
- Национальные наряды
- Тойбастар
- Ұзату той
- Құдағи сый
- Асаба
- Бата беру
- Американская кухня
- Скандинавская кухня
- Африканская кухня
- Азиатская кухня
- Кавказская кухня
- Средиземноморская кухня
- Казахская кухня