Казахстан: медобразование на краю пропасти, а врачи — свет в туннеле

15-10-2025, 23:25 Здоровье 2 Айгерим
Казахстанская система медицинского образования сталкивается с серьезным кризисом, заставляя студентов и молодых врачей преодолевать многочисленные трудности, от нехватки оборудования и преподавателей до низких зарплат и отсутствия практических навыков. Эксперты подчеркивают необходимость реформ, чтобы вернуть доверие к профессии и подготовить настоящих специалистов, которые смогут эффективно лечить пациентов.
Казахстан: медобразование на краю пропасти, а врачи — свет в туннеле

Казахстану срочно необходимы квалифицированные врачи, однако система медицинского образования в стране сталкивается с серьезными проблемами. По мнению экспертов, многие успешные врачи становятся таковыми вопреки недостаткам системы, а не благодаря ей. Мы обсудили актуальные вопросы медицинского образования в Казахстане с преподавателями и студентами.

Проблемы медицинского колледжа

Студенты медицинского колледжа, М. и А., выделили несколько ключевых проблем в процессе обучения:

  • Недостаток современного оборудования, такого как манекены для обучения.
  • Сложности с прохождением практики, так как больницы неохотно принимают студентов.
  • Отсутствие полноценной практики из-за новых протоколов, ограничивающих действия практикантов.
  • Высокая стоимость обучения, недоступная для многих семей.
Справка: Обучение в казахстанских медколледжах стоит от 300 тысяч тенге в год.

А. отметил нехватку преподавателей, что также негативно сказывается на качестве образования:

"Не хватает специализированного преподавательского состава. Один и тот же преподаватель ведёт несколько предметов, вероятно, из-за низкой зарплаты — специалистам выгоднее работать в клиниках, чем преподавать в колледже".

Оба студента подчеркнули, что проблемы становятся особенно острыми после окончания учебы:

"Отучившись, медсёстры получают зарплату до 150 тысяч тенге, фельдшеры — около 180 тысяч, а врач общей практики на полной ставке зарабатывает около 200 тысяч тенге. Зарплаты необходимо повышать".

Резидентура: вызовы и трудности

Молодой онколог Темирлан Кайназаров поделился своим опытом, касающимся различий в медицинском образовании и трудностях, с которыми сталкиваются резиденты:

1. Разные уровни образования

Темирлан отметил, что путь студента-медика может существенно различаться в зависимости от учебного заведения:

"Как резидент, я вижу проблемы с моей стороны и хочу рассказать о том, через что проходят резиденты и студенты других медицинских вузов".

Он прошёл обучение в престижной медицинской школе, где система ротаций и преемственности позволяет получать более качественное образование:

"Каждые четыре недели мы меняем клиники и проходим практику в разных отделениях. Наша школа активно взаимодействует с кураторами, которые помогают студентам погрузиться в профессию".

Темирлан отметил, что не сталкивался с коррупцией или кумовством в своем вузе:

"Мы пришли в медицину осознанно и стараемся учиться. У нас была небольшая группа, что позволяло получать качественное образование".

Однако, по его словам, ситуация в других вузах значительно хуже:

"Студенты других медицинских вузов жалуются на плохие условия, недостаток ресурсов и унизительное отношение со стороны преподавателей".

2. Интернатура: неэффективность и недостаток практики

Темирлан также обсудил проблемы интернатуры:

"Интернатура сократилась до одного года, и многие считают это потерей времени".

3. Резидентура: проблемы финансирования

Темирлан считает, что резиденты должны получать больше поддержки:

"Резидент получает всего 120 000 тенге в месяц, чего недостаточно для покрытия базовых потребностей. Многие подрабатывают, что негативно влияет на качество обучения".

Он предложил перевести резидентов в статус работников системы здравоохранения, что помогло бы улучшить финансовое положение молодых специалистов.

4. Проблемы экзаменов

Темирлан отметил, что экзамены часто не отражают реальную компетентность студентов:

"Многие студенты заранее знают значительную часть вопросов, что снижает уровень экзаменов".

5. Сроки обучения

По его мнению, сроки обучения для узких специалистов в Казахстане слишком короткие:

"Я стал онкологом за два года, тогда как в других странах этот путь занимает 6-8 лет".

6. Доверие пациентов

Темирлан также отметил низкий уровень доверия пациентов к резидентам:

"Пациенты часто не хотят, чтобы на них практиковали".

Проблемы менторства и преемственности

Детский невролог Каиргали Конеев указал на проблему разобщенности в медицинском образовании:

"Система менторства нарушена, и более опытные врачи уходят в частные клиники, оставляя молодым специалистам недостаток наставничества".

Это приводит к разрыву между образованием и практикой, что негативно сказывается на качестве подготовки врачей.

Общие проблемы и предложения по улучшению

Врач-преподаватель, пожелавший остаться анонимным, также отметил ухудшение уровня знаний студентов:

"У студентов мало базовых знаний, многие не умеют систематизировать материал и обращаться к источникам информации".

Он предложил повысить требования к поступающим и вернуть институт последипломного образования для улучшения качества подготовки специалистов.

Предложения по улучшению системы

  • Увеличить практическую подготовку студентов с ранних курсов.
  • Внедрить современные методы преподавания.
  • Обеспечить доступ к международным научным ресурсам.
  • Снизить бюрократическое давление на преподавателей.

Кратко, эксперты соглашаются, что медицинское образование в Казахстане находится в глубоком кризисе, и без реформ — от отбора студентов до последипломного образования — мы рискуем утратить качественную школу подготовки врачей.

Изображение сгенерировано ИИ
Поделиться: